Изменения в ЕГЭ в 2022 году

Изменения в КИМ 2022 года по математике базового и профильного уровня, по русскому языку, обществознанию, истории, химии, физике и другим предметам
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) вот уже несколько лет является обязательным для всех выпускников 11 класса. И школьники готовятся к нему задолго до выпуска, подыскивая курсы по ЕГЭ или репетиторов по профильным предметам. Но практически ежегодно в контрольно-измерительных материалах к экзамену (КИМ) есть небольшие изменения.

Изменения по математике базового уровня

В 2022 году общее количество заданий увеличилось с 20 до 21. Соответственно за выполнение всей работы можно получить 21 балл.
Удалено задание № 2, проверяющее умение выполнять вычисления и преобразования. Впрочем, это требование внесено в позицию задачи № 7 в новой нумерации.
Добавлено задание № 5, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами.
Добавлено задание № 20, проверяющее умение строить и исследовать простейшие математические модели.

Изменения по математике профильного уровня

Количество заданий уменьшилось с 19 до 18. за безупречное решение всех заданий ЕГЭ можно заработать 31 балл.
Максимальный балл за выполнение задания повышенного уровня № 13, проверяющего умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, стал равен 3.
Максимальный балл за выполнение задания повышенного уровня № 15, проверяющего умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, стал равен 2.
Удалены задания № 1 и № 2, проверяющие умение использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.
Удалено задание № 3, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
Добавлено задание № 9, проверяющее умение выполнять действия с функциями.
Появилось задание № 10, проверяющее умение моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий.

Изменения по русскому языку

Уменьшен максимальный первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.
Уточнены нормы оценивания сочинения объемом от 70 до 150 слов.
Из первой части ЕГЭ по русскому языку исключили составное задание № 1-3, проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
В задании № 16 изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала.
Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании № 19.

Изменения по обществознанию

В 2022 году на выполнение заданий ЕГЭ по обществознанию отведено 210 минут, на 25 минут меньше, чем в прошлом году.
Максимальный балл тоже уменьшен – с 64 до 57 баллов.
Есть изменения и в системе оценивания: теперь в инструкции прописали, что неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.
Из первой части экзамена исключены задания №№ 1, 2, 20 (по нумерации КИМ-2021).
Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (№ 10 в КИМ-2021) стало заданием с развернутым ответом и изменило нумерацию на № 21.
Во второй части экзамена устранены дублирующие друг друга задания № 22 и № 26. Задания № 25 и № 23 сохранены в составном задании к тексту.
Максимальный балл за выполнение задания-задачи № 22 увеличен с 3 до 4 баллов.
В 2022 году не будет альтернативного задания по написанию мини-сочинения.
Появилось задание № 22, которое требует дать развернуый ответ по законодательству РФ и по Конституции РФ.
В заданиях № 24 и № 25 потребуется составить план развернутого ответа по предложенной теме (в КИМ-2021 это было отдельное задание).

Изменения по химии

Выпускникам 2022 года на ЕГЭ по химии придется решать на одно задание меньше. Теперь задач не 35, а 34. Это сделано за счет задачи № 12, которая объединяет темы Химические свойства углеводородов» и «Химические свойства кислородсодержащих органических соединений» (в КИМ-2021 это были отдельные задачи № 13 и № 14).
В ЕГЭ-2022 составители экзамена по химии пересмотрели уровни сложности некоторых заданий и изменили систему оценивания. Теперь максимальный первичный балл, который можно набрать на химии 56, а не 58.
В задании № 5 и в задание № 21 в этом году требуется не только определить среду раствора, но и расставить вещества в порядке уменьшения/увеличения кислотности среды (рН).
Исключено задание № 6, поскольку умение характеризовать химические свойства простых веществ и оксидов проверяется заданиями № 7 и № 8.
Появилось задание (в КИМ-2022 ему присвоили № 23), ориентированное на проверку умения проводить расчеты на основе данных таблицы, отражающих изменения концентрации веществ.
И, наконец, в задании № 28 теперь требуется определить значение «выхода продукта реакции» или «массовой доли примеси».

Изменения по истории

Время на выполнение заданий ЕГЭ-2022 по истории сокращено с 235 до 180 минут.
Исключены задания № 6, № 10 и № 22 (по нумерации КИМ-2021) на работу с письменным историческим источником.
Исключено задание № 7 (по нумерации КИМ-2021) на знание фактов, предполагающее множественный выбор.
Исключено задание-задача № 23 (по нумерации КИМ-2021).
Исключено историческое сочинение – задание № 25 (по нумерации КИМ-2021).
Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (№ 3 и № 4 по нумерации КИМ-2021) преобразовано в задание с развернутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте – задание № 18.
Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (№ 11 по нумерации КИМ-2021), исключен материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны – задание № 4.
Задание на работу с исторической картой / схемой (№ 15 по нумерации КИМ-2021) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст – задание № 10.
Задания с краткими ответами на работу с изображениями (№ 18 и № 19 по нумерации КИМ-2021) преобразованы в задания с развернутым ответом (№ 14 и № 15 в КИМ этого года), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображенным памятником культуры.
Для усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвященной Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом (№ 8 по нумерации КИМ-2021) включено задание с развернутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны – задание № 16.
Задание на аргументацию (№ 24 по нумерации КИМ-2021) усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран – задание № 19.
В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей – задание № 19.
Из заданий № 6 и № 11, предполагающих множественный выбор, исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа.

Изменения по литературе

Уменьшен максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы с 58 до 55 баллов.
На ЕГЭ по литературе разрешили пользоваться орфографическим словарем, однако ввели критерии грамотности для сочинения.
Повышены требования к объему сочинения. В ЕГЭ по литературе 2022 года минимальный объем – 200 слов.
Количество заданий с кратким ответом сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
Обогащен литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ веков, отечественная литература ХХI века; включена зарубежная литература.
В заданиях №№ 7–11 произведения зарубежной лирики могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развернутым ответами; в ряде случаев при выполнении заданий № 6 и № 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы.
В некоторых формулировках тем сочинений части 2 предусмотрена возможность обращения к произведению отечественной или зарубежной литературы (по выбору участника).
Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (№ 5.1/5.2 и № 10.1/10.2). А в части 2 добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств».
Изменены требования к выполнению заданий № 6 (№ 9 в КИМ-2021) и № 11 (ранее – № 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
Увеличен с 2 до 3 баллов максимальный балл оценивания сочинения по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».

Изменения по физике

В 2022 году общее количество заданий в ЕГЭ по физике уменьшилось и стало равным 30. А вот максимальный балл, напротив, увеличился до 54.
В части 1 работы введены две новые линии заданий (линия 1 и линия 2) базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трех разделов курса физики.
Изменена форма заданий на множественный выбор (линии 6, 12 и 17). Если ранее предлагалось выбрать два верных ответа, то в 2022 году в этих заданиях предлагается выбрать все верные ответы из пяти предложенных утверждений.
Исключено задание с множественным выбором, проверяющее элементы астрофизики.
В части 2 увеличено количество заданий с развернутым ответом и исключены расчетные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом. Добавлена одна расчетная задача повышенного уровня сложности с развернутым ответом и изменены требования к решению задачи высокого уровня по механике. Теперь дополнительно к решению необходимо представить обоснование использования законов и формул для условия задачи. Данная задача оценивается максимально 4 баллами, при этом выделено два критерия оценивания: для обоснования использования законов и для математического решения задачи.

Изменения по биологии

Исключено задание на дополнение схемы (линия 1); вместо него включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ-2022).
Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6) в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.
Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5–8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два – по теме «Организм как биологическая система».
В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента; задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов, как это было в 2022 году.

Изменения по информатике

В 2022 году максимальный оценка за выполнение всей работы уменьшена на 1 балл составит 29 баллов.
Задание № 3 будет выполняться с использованием файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких таблиц.
Задание № 17 будет выполняться с использованием файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для обработки с использованием массива.
Задание № 25 будет оцениваться исходя из максимального балла за выполнение задания равного 1.

Изменения по английскому языку

В 2022 году тайминг письменной части экзамена увеличен на 10 минут – теперь у выпускников на выполнение письменной работы будет 3 часа 10 минут.
Время выполнения заданий устной части работы увеличено на 2 минуты и составляет 17 минут.
В экзаменационную работу были внесены изменения в разделы «Письменная речь» и «Говорение».
В задании № 39 предлагается написать электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул зарубежного друга по переписке. В связи с изменением вида письменного сообщения были внесены изменения в критерии оценивания задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания 39 не изменилось (6 баллов).
В задании № 40 необходимо создать развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы и выразить свое мнение по теме проекта. Задание № 40 является альтернативным заданием; экзаменуемый выбирает один из предложенных вариантов задания (№ 40.1 или № 40.2) и выполняет его. В связи с изменением вида письменной работы были внесены изменения в критерии оценивания задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания № 40 не изменилось – 14 баллов.
В условном диалоге-расспросе (задание № 2) количество вопросов сокращено с 5 до 4. Соответственно, максимальное количество баллов за выполнение задания № 2 – 4 балла.
В условном диалоге-интервью (задание № 3) необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Каждый ответ на вопрос интервьюера оценивается от 0 до 1 балла. Максимальное количество баллов за выполнение задания № 3 – 5 баллов.
В задании 4 предлагается оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. В этом сообщении надо кратко описать две фотографии-иллюстрации к теме проекта, обосновать выбор фотографии-иллюстрации и выразить свое мнение по теме проектной работы. Соответствующие изменения были внесены в критерии оценивания выполнения задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания № 4 – 10 баллов.